Статьи

Основные причины возникновения отложений в ДВС.

Во время эксплуатации даже на смазочных материалах очень высокого класса, при плановых обслуживаниях или ремонте автомобиля могут возникать ситуации недовольства чистотой двигателя и наличия большого количества отложений. Постараемся разобраться, как и почему в двигателе формируются различного рода отложения. Думаю все мы прекрасно понимаем, что чистота двигателя это прямой путь к долгой и безотказной его работе. Поэтому важно не только разобраться в причинах, но и понять, какие меры предпринять, что бы их предотвратить.

Основные причины наличия большого количества отложений это:


- перегрев двигателя


- длительная работа двигателя при низкой температуре масла


- существенное превышение рекомендуемых интервалов замены масла


- изношенный турбокомпрессор


- попадание антифриза в масло


- выработка дизелем большого количества сажи


Посмотрим на каждую из причин более предметно.


- Перегрев двигателя. Этот пункт можно разделить на два. Сильный, но кратковременный перегрев двигателя, приводит, как правило, к серьезным поломкам. Это и деформаций головки блока цилиндров и возможные поломки в ЦПГ и кривошатунном механизме. Но существует и другой вариант, когда перегрев не столь значителен, но происходит постоянно. Причиной его может быть неправильная работа системы охлаждения (помпа, термостат, указатель температуры или забитый радиатор). Такой перегрев не носит критически характер для конструкции самого двигателя, но существенно негативно влияет на смазочный материал. Очень часто подобные вещи водитель не в состоянии зафиксировать и поэтому зачастую продолжает эксплуатацию транспорта продолжительное время. Повышение температуры моторного масла в таком случае может достигать значений на 20 – 30 градусов Цельсия превышающих стандартные рабочие характеристик. В этом случае происходит лавинообразная деградация масла. При перегреве масла происходит процесс снижения вязкостных характеристик, а следовательно не эффективное уплотнение поршня и поршневых колец, в следствии чего увеличивается объем прорыва газов и несгоревшего топлива в картер. Концентрация азота, несгоревшего топлива, газов, влаги в перегретом масле, в конечно итоге приводит к его быстрому старению, деградации и полимеризации. Как следствие. Эти процессы приводят к образованию разного рода нагаров на деталях и в системах двигателя.


- Низкая температура масла при эксплуатации. Это еще одна серьезная причина возникновения отложений в двигателе. Частые поездки на короткие расстояния, особенно в холодное время года, не позволяют двигателю нагреть моторное масло до рабочих температур в 90… 95 градусов Цельсия. Учитывая, что при сгорании топлива в объеме 1 литр образуется примерно 1 литр воды в виде пара, надо учесть и то, что не вся она может быть удалена в выхлопную систему. Малая часть воды прямиком попадает в картер, где вступает в реакцию с моторным маслом и нерастворимыми частицами. При нормальной температуре ДВС пар эффективно удаляется системой вентиляции и не наносит существенного вреда. При пониженных температурах влага оседает на стенках и деталях и образует с моторным маслом устойчивые гелеобразные эмульсии, которые образуют кислотные соединения.

При нормальном режиме эксплуатации моющий потенциал масла довольно высок, но при частых поездках на непрогретом двигателе это потенциал сокращается очень существенно. В моторах эксплуатируемых при непрогретом двигателе могут наблюдаться обширные отложения шлама. Особенно в картерной зоне. Где наиболее высока концентрация влаги и самые низкие температуры.


- Существенное увеличение интервалов замены масла. Здесь все просто и непросто одновременно. С одной стороны автопроизводители в борьбе за клиента постоянно увеличивают срок регламентного обслуживания. С другой, они же говорят в мануалах про тяжелые условия эксплуатации и сокращение интервалов замены моторного масла. Как минимум вдвое. Так как наши дороги, топливо, климатические условия не идеальны, то предлагаю придерживаться рекомендуемых автопроизводителем интервалов замены моторного масла именно для сложных условий эксплуатации, то есть сократить вдвое период замены моторных масел. «Перекаты» на моторном масле грозят, прежде всего, следующими явлениями: падение или увеличение вязкостных характеристик, увеличение количества масла на «угар», рост коксуемости, быстрое образование нагаров и шламов по всей системе смазки и на деталях двигателя. Незабываем и про влагу попадающую в систему, и про азот в воздухе, и про серу в топливе и моторном масле. В общем, увеличение интервалов замен это прямой путь к образованию большого количества отложений и к нештатным ситуациям в самое неожиданное время.


Продолжение следует.

Нет комментариев

Добавить комментарий