Статьи

Выбирая выбирай

Выбор моторного маслаМоторное масло, только на первый взгляд похоже друг на друга и для несведущего человека все они одинаковы. Что представит обыватель при словосочетании «автомобильное масло»? Некую жидкость карамельно - медового цвета, оставляющую пятна на одежде. Но если обыватель покупает автомобиль, то он автоматически перемещается в другой стан, кагорту автовладельцев и на его плечи, кроме всех остальных забот по обслуживанию, наваливается выбор правильного моторного масла. Зачастую этот выбор не так легок, как может сразу показаться.



Масла мало того, что имеют разную вязкость, так еще и различаются по критериям допусков и сертификациям.


Для правильного выбора рассмотрим эти вопросы более подробно.


Все качественные масла проходят сертификацию в одной или нескольких сертификационных организациях (ACEA, API, JASO, ILSAC), необходимо это для того, что бы оно могло официально называться моторным маслом. Изначально в мире существовала одна общепризнанная организация, которая сертифицировала автомобильные масла и прочие технические жидкости это API - American Petroleum Institute. Как видим из названия это Американский Институт по вопросам, связанным с нефтью и газом. Для стандартизации своей деятельности в области присвоения категорий автомобильным маслам API использует две буквы, где первая означает вид топлива (S – бензин, С – дизель), вторая буква означает год начала сертификации. Буквы идут согласно алфавиту, вторая буква чем дальше по алфавиту, тем выше уровень допуска масла, для примера последний допуск для бензинового был в 2010 году и обозначен буквой N, то есть самый современный бензиновый допуск выглядит на канистре так: API SN. Любопытно, что в свое время руководство API умышлено пропустило букву «K» и допуска API SK не существует. Сделано это было в связи с открытием южнокорейской корпорации SK Lubricants, для того что бы избежать путаницы в умах потребителя, ну и не дать конкурентных преимуществ корейцам, пока все остальные компании будут проходить процедуру присвоения категории. Буква «S» означает слово «Service», буква «C» означает «Commercial», так своеобразно американцы разделили виды топлива. Естественно, что данные допуски даются на основе определенных испытаний на соответствие параметрам.


Гегемония американцев длилась довольно долго, но европейцы были не всегда удовлетворены предъявляемыми требованиями к смазочным материалам. Поэтому в Европе была создана своя сертификационная организация. Участниками ее стали более десятка европейских автопроизводителей, среди которых Мерседес, БМВ групп, Фольксваген групп, Вольво и другие. Названа она была ACEA или в вольном переводе Ассоциация Европейских Автопроизводителей, которая взяла на себя функции разработки методик испытаний и сертификацию различного рода материалов используемых при производстве автомобилей. По нормам АСЕА все моторные масла делятся на три основных класса:



  1. Под буквой «А» - двигатели работающие на бензиновом топливе.
  2. Буква «B» - двигатели на дизельном с небольшой массой нагрузки.
  3. Буква «E» - означает класс масел для тяжелонагруженных дизельных двигателей.


Современные условия и законодательство в области защиты окружающей среды и снижения нормативов выбросов вредных веществ в атмосферу, привели к тому, что была введена новая категория по ACEA под буквой «C» от английского слова «Катализатор». Эти категории имеют так же цифровое обозначение, которое соответствует категориям А-В и являются по сути поглощающей их категорией. То есть масла A1-B1 соответствуют категории С1, масла A3-B4 соответствую С3 и масла A5-B5 соответствуют С2. Масла с категорией «С» предназначены прежде всего для современных автомобилей оборудованных фильтрами DPF и катализаторами.

Это была небольшая историческая ретроспектива. Кроме того, есть у масла вязкостные характеристики, которые присваиваются на основании испытаний по нормам еще одной авторитетнейшей всемирной организации SAE или в переводе Общество Автомобильных Инженеров. Именно специалисты SAE разработали стандарты вязкости, и именно они успешно классифицировали весь спектр смазочных материалов по определенным признакам.


Ну а теперь непосредственно к вопросу, о том, как правильно выбрать моторное масло и оградить себя от возможных негативных последствий. Прежде всего, наиболее точную и правильную информацию может предоставить Книга по техническому обслуживанию автомобиля или мануал. В нем подробно расписано, какие масла по категориям и по вязкостным характеристикам подходят для вашего двигателя. Если по нормам API все более менее понятно и каждый последующий допуск поглощает предыдущий улучшая его по техническим параметрам, то с нормами ACEA не все так безоблачно. По ACEA все современные масла для легкового транспорта независимо от вида топлива делятся на три категории: ACAE A1-B1, A3-B3/B4, A5-B5. Поэтому в одной вязкости мы можем получить , как минимум три варианта по допускам ACEA плюсуем сюда же масла с категорией «С» и вот список существенно разрастается. В ряде случаев производители масла идут в своих маркетинговых поиска еще дальше и масел в вязкости, к примеру, 5w-30 может быть и до десятка и более видов. Выбрать правильный вариант для неподготовленного человека задача не из легких. Но на помощь может прийти мануала, а при его отсутствии интернет - форумы по марки автомобиля, коих в российском сегменте более чем достаточно.


Немного подробней о каждой категории, но без фанатизма и излишней перегруженности научными терминами. Для этого существуют профильные форумы, где вы легко сможете найти полную техническую информацию. Наша же задача понять и уметь сориентироваться в ситуации выбора, когда невозможно рассчитывать на помощь специалиста или продавец – консультант недостаточно квалифицирован, что случается нередко, так как присутствует определенный кадровый голод.


Во – первых, необходимо точно определиться по вязкостным характеристикам. Если у вас в книге или на маслозаливной крышке (такое случается) стоит, к примеру «Only 0w-20», то соответственно выбор у вас не велик и зависит только от симпатий к тому или иному производителю моторных масел. Если же «разбег» по вязкостям довольно большой, скажем от 5w-30 до 20w-50, то следует прежде всего оценить температурные режимы региона, в котором вы проживаете. Понятно, что те же 20w-50 или 15w-40 вязкости по сути пограничные и использовать их можно только в странах с жарким климатом. А вот вязкости 5w-30 или 5w-40 прекрасно подойдут для большинства регионов исключая крайний север и регионы в которых зимой бывают морозы ниже - 35С… -40С это уже прерогатива «нулевок» - автомобильных масел с индексом вязкости 0w.


Определившись с вязкостью, смотрим что рекомендует производитель. Если автомобиль японского, корейского или американского автомобиля, то скорее всего основной рекомендацией будет наличие определенного допуска по API, к примеру API SL 5w-30. И здесь у вас есть поле для выбора, так как можно подобрать масло с более современным допуском, а следовательно с более лучшими техническими характеристиками. Так как производитель указал в мануале лишь минимальный уровень допуска, а вовсе не ограничение использовать другие более современные. Поэтому мы можем смело выбирать как минимум из трех вариантов категорий по API, соответственно SL, SM или же SN. Могут так же присутствовать в рекомендациях определенные допуски от самих автопроизводителей, они как правило обозначаются в виде названия компании или аббревиатуры ее плюс некий номерной индекс. Допуск от автопроизводителя существенно облегчает поиск и сужает круг вариантов.


Если у вас автомобиль европейского производства, то основной категорией для поиска станет категория по ACEA. Здесь важно выделить следующий момент. Две из трех категорий по ACEA, а именно A1-B1 и A5-B5 и их генерации С1 и С2, относятся к так называемым топливосберегающим или легкотекучим маслам, с пониженным показателем вязкости при +150С или с пониженным показателем HTHS. Такие автомобильные масла необходимо применять на автомобилях, где автопроизводитель предусмотрел применение масел этого класса, так как существует ряд ограничений на их применение, в связи с возможными негативными последствиями для двигателя. Масло категории A3-B3/B4, а так же C3 это классическое моторное масло, основное предназначение которого эффективно защищать детали двигателя от высоких нагрузок.

Поэтому отнеситесь ответственно к информации по категориям ACEA, так как неправильный подбор может существенно повлиять на ваши нервы и ваш кошелек. В плане подбора масла для европейского автомобиля, нам так же существенную помощь могут оказать допуски от автопроизводителя, именно по ним, если они есть в мануале и надо ориентироваться при подборе смазочного материала.


В целом два этих достаточно простых действия, а именно правильно подобранная вязкость и понимание категории сертификации по API и/или ACEA существенно уменьшат риск негативных последствий для вашего двигателя. Для того, что бы еще более сократить риски необходимо подобрать оптимальный режим замены моторного масла и качественные фильтрующие элементы.


Для примера рассмотрим подбор на два автомобиля японского и европейского производства.



  1. Тойота Филдер двигатель 1zz пробег 180 000 км – по API нам рекомендуется масло не ниже API SJ, вязкость 5w-30, в современных вариантах 0w-20. Лично я бы выбрал масло с вязкостью 5w-30 по API SM либо SN, по ACEA A3-B4 либо C Классическую ПАО или гидрокрекинговую синтетику на круглогодичное использование.
  2. Мерседес Е -class W211 двигатель M 271 пробег 150 000 км. Я бы выбрал масло вязкостью 5w-40/0w-40 по ACEA A3-B4 с допуском MB 229.5




Дмитрий

Уважаемый GOOD54, действительно, а почему Вы не рассказали про допуски ILSAC?

Комментировать
Денис Рамилевич

пишется не кагорта, а когорта

Комментировать
Дмитрий

А про илсаки?

Комментировать
Артём

по API нам рекомендуется масло не ниже API SJ, вязкость 5w-30, в современных вариантах 0w-20.

Объясните смысл фразы. Я правильно понимаю, взякость в SJ 5W30 будет равна вязкости SM 0w20?

Комментировать
Борис

Не , все не так . SM 0w20 ориентировано на мифическую экономию топлива и дают возможность катам дожить до окончания срока гарантии . Правда движок , тоже кончится к окончанию срока гарантии .
А API SJ, вязкость 5w-30 сделано для максимальной защиты двигателя , высочайшей надежности .

Олег

Предыдущий оратор, задал хороший вопрос, хотелось бы услышать ответ.

П

насколько я понял, имеется ввиду на более свежих годах филдерах уже пишут 0в20